Гандзасар

Гандзасар



Собор Святого Иоанна Крестителя
Собор Святого Иоанна Крестителя в Гандзасарском монастыре, вид с северо-запада.

Главной достопримечательностью Монастыря Гандзасар является храм Святого Иоанна Крестителя (Սբ. Հովհաննես Մկրտիչ, на армянском). Собор представляет собой большую крестовокупольную церковь с куполом, увенчанным зонтичной кровлей. Собор был построен в период с 1216 по 1238 года. Член ученого совета Эрмитажа, известный советский историк и искусствовед Анатолий Якобсон, много лет посвятивший изучению монастыря, назвал собор «энциклопедией армянской архитектуры».  Профессор Шарль Диль (1859-1944) из Сорбоннского университета, известный французский историк искусства, включил Гандзасар в список пяти шедевров армянского монументального искусства, которые вошли в сокровищницу мирового зодчества. 

Кроме Гандзасарского Монастыря, в список Диля вошли Собор Святого Креста (915-921) на острове Ахтамар (озеро Ван, ныне в Турции); Храм Св. Девы Рипсимэ в Вагаршапате (Св. Эчмиадзин, 618 г.), Монастырь Aхпат (основан в 10-ом веке) и Собор Всеспасителя в древней столице Армении городе Ани (основан в 1001 г.).

Собор Святого Иоанна Крестителя в Гандзасаре по своим архитектурным особенностям во многом схож с двумя церквями в западной и центральной провинциях современной Армении: Собор Пресвятой Богородицы Монастыря Аричаванк (область Ширак) и Собор Святого Иоанна Крестителя Монастыря Ованнаванк (в области Арагацотн, недалеко от Еревана).

Основание Собора Святого Иоанна Крестителя

Строительство собора началось в 1216 году его основателем князем Асаном Джалалом Вахтангяном, который называл себя «Великим Самодержцем» и «Царем” Хаченского Княжества, самой могущественной политической единицы Страны Арцахской и всего восточного края Армении. В записях историка Киракоса Гандзакеци, который был современником Гасана Джалала и, по всей видимости, был с ним знаком лично, указано, что строительство собора было закончено в 1238 году.

Освящение собора откладывалось в течение двух лет из-за вторжения татаро-монгольских войск в Армению. В 1240 году собор был освящен в день армянского религиозного праздника Вардавар (Վարդավառ), отмечаемого в день Святого Преображения Господня. Церемония освящения, как пишет Гандзакеци, происходила в присутствии более чем 700 гостей. Среди них были Католикос Нерсес (патриарх восточных земель Армении), философ Ванакан Вардапет (1181-1251), а также епископы со всей Армении. 

Данные события увековечены в надписях, выгравированных по приказу Асан Джалала на внутренней стороне северной стены Собора. Основная надпись гласит:

«Именем Святой Троицы — Отца, и Сына, и Святого Духа — я, слуга божий Джалал Дола, сын Вахтанга, внук Великого Асана, царь Хоханаберда с обширными провинциями, повелел сделать эту надпись. Отец мой перед своей смертью завещал мне и матери моей Хоришах, дочери великого князя Саргиса, построить церковь и кладбище отцов наших в Гандзасаре, [строительство] которого началось в 765 году армянского летоисчисления (1216 г.) с помощью Дарителя Благ, и, когда возвели восточную стену до окон, мать моя, отказавшись от светской жизни, в третий раз отправилась в Иерусалим, где, надев власяницу и проведя многие годы в отшельничестве у врат Храма [Гроба] Господня, ушла в мир иной в День Воскресения Христа, и там же была похоронена. Мы же, помня о напастях, подстерегающих нас в жизни, поспешили завершить строительство и закончили ее милостью и благословением Всемилосердного Господа (в 1238 году)». (Источник: Епископ Макар Бархударян. Арцах. Баку, 1885, Гандзасарский Монастырь, стр. 111)

В целом, стены монастыря содержат около 200 текстов, написанных в различные времена на армянском языке.

Архитектура Собора Святого Иоанна Крестителя

После освобождения северных областей Армении от турок-сельджуков, в армянской архитектуре настал период расцвета (конец 12-го и 13-ый века). В это время многие монастыри стали выполнять роль культурных и учебных учреждений. Большинство из них имело библиотеки и скриптории, в которых хранились и воспроизводились рукописи. Монастыри часто были оснащены крепостными стенами и оборонительными сооружениями и служили убежищем для гражданского населения во время войн и конфликтов.

В это время церкви в Арцахе строились по типичным для Армении проектам. Все крестовокупольные соборы имели основной зал с двумя или четырьмя приделами. В дополнение к Гандзасару, к наиболее ценным и известным монастырям того времени относятся кафедральные соборы монастырей Дадиванк (1214-1237) и Гтичаванк (1241-1246).

Некоторые подсобные помещения Гандзасара и несколько армянских каменных памятников с выгравированными крестами (хачкаров) в соборе Св. Иоанна Крестителя свидетельствует о более древнем происхождении монастыря. Существует гипотеза, что изначально соборная церковь Монастыря представляла собой скромное строение, которое было разобрано в 1216 году для возведения современного храма. Некоторые средневековые армянские историки, такие как Еремия Челеби Кемюрчян (17-ый век), утверждали, что церковь, на месте которой построили монастырь, была основана Святым Григорием Просветителем. Как известно, стараниями Св. Григория, который в 4-ом веке основал Монастырь Амарас в Арцахе (Мартунинский район Нагорного Карабаха), Армения стала первым в мире христианским княжеством в 301 г.

Проект собора Св. Иоанна Крестителя был создан на основе архитектурной традиции, которая зародилась и получила свое развитие в 10-ом веке. По таким же проектам строились монастыри Ахпат (967-991), Санаин (967-1084), Кечарис (1033-1214) и многие другие монастырские комплексы периода 12-13-го веков.

Подобную архитектурную планировку имеют и главные церкви в других монастырях Армении: Аричаванк, Ованнаванк, Гегард. Колоннада на шестнадцатигранном барабане Гандзасара является копией колоннады в Аричаванке, а большой крест на фасаде практически идентичен такому же кресту в Кечарисе и Ованнаванке.

Особенностью армянской архитектуры монастырей 13-го века является гавит (также называемый по-армянски жаматун, գավիթ, ժամատուն). Гавит — особая разновидность притвора — представляет собой квадратный или прямоугольный зал, соединенный с западной стеной церкви. Гавиты были очень распространены в монастырских комплексах средневековой Армении. Обычно они служили лекционными залами и местом принятия паломников. 

Гавит в Гандзасаре отличается своими большими размерами и изяществом. Строительство гавита началось в 1261 году по приказу жены Асана Джалала — Мамкан (надпись на каменной кладке гласит: «Мамкан, Асан и их сын Атабак»). Это произошло спустя год после смерти Асана Джалала в Персии. Гавит был закончен в 1266 г. 

Расположение гавита в Гандзасаре относительно других строений монастырского ансамбля такое же, как и в монастырях Ахпат и Мшкаванк (в северной части Армении). Гандзасарский гавит освещается большим окном, находящимся в центре потолка и украшенным резным сталактитным орнаментом, так же как и в монастырях Гегард и Аричаванк в Армении. 

В монастырях Гандзасар и Гтичаванк шатер на куполе имеет зонтичную форму, которая первоначально применялась архитекторами города Ани в 10-м веке, и впоследствии широко использовалась во многих других областях Армении.  Первыми архитектурными сооружениями, где использовался зонтичный шатер, были церковь Пресвятой Богородицы в крепости Амберд, церковь Святого Степаноса в Монастыре Мармашен и церковь Св. Саргиса в Монастыре Хоцконк.  Наиболее близко по своим формам и строению купол Собора в Гандзасаре напоминает купол Собора Пресвятой Богородицы в Аричаванке и купол Собора Св. Иоанна Крестителя в Ованнаванке. Обе церкви были построены одновременно с Собором Св. Иоанна Крестителя в Гандзасаре. 

Некоторые купола церквей, построенных в период позднего средневековья, имеют общие черты с куполом Собора в Гандзасаре. Наиболее известным из них является соборная церковь монастыря Святого Степаноса, построенная в 17-ом веке на территории Ирана, в месте, где сходятся границы Армении, Нахичевана (Азербайджан) и Ирана.

Уникальность Гандзасарского собора заключается в исключительно удачном использовании элементов декора. После Собора Святого Креста на острове Ахтамар, Гандзасар содержит самое большое количество рельефного декоративного орнамента по сравнению с другими архитектурными ансамблями Армении. Самыми известными Гандзасарскими каменными барельефами, украшающими купол и стены монастыря, являются Адам и Ева; Богоматерь, с младенцем на руках; князь Асан Джалал Вахтангян и княгиня Мамкан; стилизованные животные: львы, орлы, буйволы; а также два ктитора, держащих на своих руках миниатюрную модель собора (по всей видимости изображающих князей Иванэ и Закарэ династии Закарян, братьев княгини Хоришах Закарян — матери Асана Джалала).

Еще одним известным барельефом является Распятие с изображением Иисуса Христа, которое находится на тимпане западного фронтона собора, над гавитом. Барельефы, изображающие Иоанна Крестителя и Богоматерь с протянутыми руками расположены под фигурой страдающего Христа.  Над Распятием замерли в полете два серафима.

Другой барельеф, изображающий Св. Крест, расположен на северном фасаде собора. По сути, он повторяет Крест на соборных церквях в монастырях Аричаванк, Кечарис и Ованнаванк. Крест опирается на выпуклую арку над орнаментированным окном. Над окном находится изображение символа, известного в Армении как «Солнце». Обычно «Солнце» изображают в нижней части хачкаров — известных армянских каменных стелл с выгравированными крестами.

Надгробие Асана Джалала Вахтангяна и другие мемориалные памятники

Монастырь является местом погребения Асана Джалала Вахтангяна, а также князей Хачена и епископов, принадлежащих к его роду. Могильная плита Асана Джалала расположена в гавите, прямо перед входом в главный зал собора.

Надгробная плита сделана из белого мрамора и украшена тремя большими резными сферическими фигурами. Первая фигура — Звезда Давида, библейский символ. Примечательно, что в центре Звезды в Гандзасаре находится не что иное, как изображение Колеса Вечности — древнего индоарийского знака, который широко использовали средневековые армяне. Колесо обрамлено шестью фрагментами растительного орнамента, два из которых представляют так называемую «французскую лилию» (флер-де-лиз). Данный необычный символ, включающий в себя Звезду Давида и Колесо Вечности, можно также увидеть на строениях Монастыря Цахац-Кар в Вайоц Дзоре — территории, правили родственные Асан Джалалу династии Орбелян и Прошян.

Вторая сфера представляет из себя звезду с 16-ю лучами – что-то среднее между восточноазиатской версией Колеса Вечности (индийский символ Ашока Чакра) и македонским символом Виргинской Звезды. До конца еще не выяснено что эта фигура могла означать.

Третья резная фигура известна в Армении как «Солнце» (արև) — орнаментировоанная выпуклая сфера, которую часто изображают в нижней части хачкаров. Считается, что «Солнце» является одним из рудиментарных символов древнего культа солнцепоклонения, чудом сохранившегося в христианском искусстве Армении.

На надгробной плите написано: «ԱՅՍ է ՀԱՆԳԻՍՏ ՄԵԾԻՆ ՋԱԼԱԼԻՆ: ԱՂԱԻԹՍ ՅԻՇԵՑԵՔ։ ԹՎ ՊՁ». В переводе с армянского это означает: «Здесь покоится Великий Джалал; вспоминайте его в своих молитвах; 1431 год».

С двух сторон надгробия Асана Джалала расположены могилы верховных предводителей Святого Престола Гандзасара. На левой стороне находится могила Католикоса Еремии Асан-Джалаляна (правил в 1676-1700) и Католикоса Есаи Асан-Джалаляна (правил в 1702-1728). Последний известен как историк и лидер армянского национально-освободительного движения в 1720-е годы. На правой стороне находятся два других надгробия: Католикоса Ованнеса Гандзасареци (правил в 1763-1768) и Саргиса Гандзасареци (правил в 1810-1828)—последнего иерарха Святого Престола Гандзасара с титулом Католикоса.

Около них располагается могила Митрополита Багдасара Асан-Джалаляна (годы жизни — 1775-1854) — одного из главных создателей Карабахской Епархии Армянской Апостольской Церкви в 19-ом веке. Все надписи на данных надгробиях начинаются и заканчиваются одинаковыми словами: «Под этим надгробием покоится … принадлежащий к роду Асана Джалала Долы». В гавите также находятся более ранние могилы Католикоса Давита, Католикоса Григора и Католикоса Ованнеса.

Во внутреннем дворе Собора находятся различные мемориальные памятники, в том числе и многочисленные хачкары. Возле северной стены расположена могила Хатун, которая, видимо, была дочерью Aсан Джалалa и погибла еще в младенчестве. На нижней части этого хачкара выгравирована надпись: «Я, Асан, сын Вахтанга, установил этот Крест в память о моей дочери Хатун, от своего имени и от имени ее матери-княгини — дочери Царя Бахка». Мать Хатун и жена Асан Джалала, Мамкан, была дочерью последнего правителя Царства Бахк, на юге Страны Арцахской. 

Подсобные строения Гандзасарского монастыря

Помимо Собора и гавита в монастыре находятся несколько монашеских келий, трапезная и здание Семинарии Гандзасара, которое было расширено в 1898 году. В монастыре находится также приемная Католикосата Агванка, построенная Католикосом Еремией Асан-Джалаляном в 18-ом веке. 

Площадь внутреннего двора составляет приблизительно 8 тысяч квадратных метров.

Все здания Монастыря Гандзасар окружены высокими, покрытыми виноградной лозой, каменными стенами с двумя арочными входами. С Гандзасара открывается вид на замок Хоханаберд и кладбище. С противоположной стороны виден поселок Ванк, лежащий у подножия горы Гандзасар.

История реконструкции Собора Святого Иоанна Крестителя

Собор Св. Иоанна Крестителя — один из наиболее хорошо сохранившихся армянских памятников средневековья. В течение веков, Собор и остальные здания монастыря подвергались незначительным изменениям и реставрациям. Первая реконструкция монастыря проводилась в 1551 году во время правления Католикоса Саргиса. О реконструкции он упомянул на страницах Евангелия, и оставил мемориальную надпись на стене Собора. Попытка вновь реставрировать монастырь была предприната в 1781 году Сотником Абовом — главнокомандующим войсками армянского княжества Гюлистан и сыном князя Овсепа Мелик-Бегларяна. Гандзасар был вновь отреставрирован в 1907 году по просьбе Абраама Асан-Джалаляна, потомка правителей княжества Хачен.  В период с 1999-го по 2002-ой год в монастыре была проведена полномасштабная реконструкция, которую финансировал Левон Айрапетян — российский меценат и один из потомков Абраама Асан-Джалаляна.